Клейма на старинных кирпичах-что это?
Наверное, каждый из нас, кто прогуливался по Москве или любому другому старинному городу, замечал, что большая часть старинных зданий построена из кирпича. И правда – до революции этот материал был крайне востребован. И если присмотреться к стенам из кирпича, которые не оштукатурены и не закрашены во много слоев краски, то на них можно увидеть необычные буквы.
Так что же это такое? Давайте разберемся!
Клейма на разных изделиях ставят и в наши дни, например, на посуде, столовых приборах, бывают иногда и на других изделиях. А вот до революции клейма ставили практически на все товары производства, в том числе и на кирпич. Логично предположить, что усадьбы известных графов и богатые доходные дома строить из чего попало не будут. Таким образом выходит, что клейма кирпичей были еще и маркетинговым ходом, такой дореволюционной рекламой для заводчика.
Теперь немного истории. Клейма на кирпичах в России начали ставить примерно в середине XVII века. Сначала они представляли собой двуглавых орлов или единорогов, помещавшихся в небольшой квадратик, который набивали вручную молоточком на тычковой стороне кирпича. Когда кирпич был сформован и выставлялся сушиться, происходил процесс клеймения.
На смену анималистическим клеймам приходят однобуквенные. Все эти клейма принадлежали казенным заводам. Наиболее известны среди коллекционеров и краеведов клейма с буквами Д, П и Н, но встречаются и другие. Д расшифровывается как Даниловский завод, П – полевые сараи, а Н – новые полевые сараи.
К концу XVIII века кирпичное производство приобрело массовый характер. Одной буквы для обозначения завода уже стало не хватать. Появились клейма из 2–3 букв. Как правило, они обозначали инициалы заводчика. Важно упомянуть, что до нашествия Наполеона на Москву в 1812 году клейма на кирпичах были безрамочные, а уже после этого года был выпущен указ, по которому клейма должны были наноситься с рамкой – вторым контуром внутри общего прямоугольника. Сделано это было, чтобы мародеры, которые иногда ломали разрушенные постройки ради наживы, не перепродавали старый кирпич под видом нового.
Рамочные клейма существовали вплоть до конца XIX века. Начался расцвет индустриализации. Появились новые методы изготовления кирпича. Мастер на фабрике все еще производил товар руками, но уже не формовал кирпич полностью вручную, а набивал глину в деревянную форму, затем закрывал крышкой и сильно бил о поверхность стола или верстака. На дне деревянной формы располагалась матрица с клеймом завода. При этом клеймо стали ставить уже не на тычковой стороне кирпича, а на постельной (самой большой). Такое расположение клейма и способ его нанесения позволили размещать больше информации и сделать клеймо красивее. Такие клейма наиболее распространены в Санкт-Петербурге, но, по нашему скромному мнению, собирать кирпичи с клеймом в Москве интереснее, так как в Петербурге встречаются в основном только постельные, а вот в Москве наряду с постельными встречаются и тычковые, и ложковые. Кстати, о появлении ложковых клейм источники умалчивают. Можно сказать лишь, что появились они точно не раньше XIX века, наносились вручную, но уже не деревянным, а металлическим инструментом. Конечно же, расположение было связано с особенностями кладки.
Вернемся к теме постельного клейма. Такое расположение позволило не только писать инициалы заводчика, но и полностью написать фамилию производителя, а иногда вместе с ней на кирпиче указывали еще и номер мастера, который изготовил ту или иную партию.
После того как произошла революция в 1917 году, частные предприятия были национализированы. Появилась не менее интересная категория кирпичных клейм – раннесоветская. Большинство кирпичных заводов вошли в тресты. Одно из наиболее известных раннесоветских клейм в Москве – клеймо Моссиликат. Такие клейма существовали примерно до 1920-30 х годов, после чего процесс клеймения утратил свое значение.